Цифры, которые озвучил недавно вице-премьер Калинин: в 2010 году в Минске по две квартиры имели 55,3 тыс. горожан, по три — 5,4 тыс., по четыре — 742, по пять — 168, по шесть и более — 138 человек. Какая-то часть из этих владельцев — просто обеспеченные люди, которые много работают. Другие же научились виртуозно обманывать государство. Причем тайны из этого они не делают.
Об одной такой ушлой гражданке рассказывает «СБ». В 80-е, когда Марина Филимонова с мужем и детьми жила в стандартной «двушке» в 46 «квадратов», она и подумать не могла, что придут времена и за пару лет ее семейство обзаведется аж пятью квартирами в Минске. Супруги встали на очередь и приготовились ждать 15—20 лет. А в 2009 году им подвернулся шанс выпрыгнуть из грязи в князи: Мингорисполком принял решение №101 «О включении граждан в списки для предоставления льготных кредитов на строительство (реконструкцию) жилых помещений». Очередникам тогда предложили построить жилье у коммерческих застройщиков.
Как рассказал первый заместитель председателя комитета строительства и инвестиций Мингорисполкома Николай Бутрим, с нуждающимися дольщиками было заключено около 2,5 тысячи договоров.
— Среди госзастройщиков дома возводил тогда один лишь МАПИД. Цена приемлемая: приблизительно 1 миллион 300 тысяч рублей за квадратный метр. Естественно, очередь двигалась очень медленно. А вот коммерческие застройщики готовы были заключать договоры долевого строительства, — отметил чиновник. — Правда, цена за «квадрат» у них была в полтора—два раза выше. По решению №101 всем, вставшим на очередь в 1988 — 2005 годах, предлагали самостоятельно выбрать себе застройщика и воспользоваться льготным кредитом под 5 процентов на строительство квартиры.
Марина Филимонова была среди согласившихся. Тогда она и начала осуществлять свою схему. Сначала развелась с мужем, а в старую 2-комнатную квартиру прописала его родителей. Нуждающихся в жилье стало больше. Поэтому и муж с детьми смог построить быстро квартиру, и Марина Ивановна не упустила шанс обзавестись 1-комнатной. После в «однушку» Филимонова прописала своих родителей и опять ввязалась в стройку. Таким образом в семейной копилке появились четыре квартиры. На подходе пятая: ее сейчас строит сын. Марина Ивановна говорит, что сегодня они платят всего 600 тысяч кредита за две квартиры. Жилье, считай, досталось бесплатно.
— А что? Так многие тогда построились. Вот пример: на улице Щорса каркасно-блочные дома не очень хорошо раскупались, а после принятия решения №101 все распродали. Люди потирали руки.
В подъезде, где обитает Марина Ивановна, 18 квартир сдаются, а во всем доме как минимум четверть заселена квартирантами. По самым скромным оценкам, по 200 у. е. «капает» хозяевам ежемесячно. Можно ли их в этом упрекнуть? Вопрос сложный. Пока государство не создаст прозрачный механизм жилищного строительства, желающих поживиться за счет бюджета будет немало. Вот и сейчас люди начали активно прописываться в общежития, почувствовав новую лазейку. Ведь и указ №13 в этом плане далеко не совершенен.