Сегодня в авторской рубрике известный блогер Darriuss исследует архитектуру в фильме «Квант милосердия».
Как ни странно, «современная архитектура» — это вовсе не про киносериал о Джеймсе Бонде. За 50 лет в 22 фильмах «бондианы» уже нескольким поколениям кинозрителей обильно демонстрировались экзотическая природа, фантастические гаджеты, прелести десятков и десятков разнообразных полуголых девиц, чудовищно злобные мегаломаньяки всевозможного пошиба в сюжетах прогрессирующей маразматичности, в общем все то, за что мы любим эту шпионскую эпопею, но только не актуальная архитектура. Достопримечательностей из путеводителей, всех этих Тадж Махалов, Эйфелевых башен, мостов «Золотые ворота», было навалом, но вот модные здания 1960—80-х гг. практически отсутствовали. В лучшем случае все ограничивалось современными футуристическими интерьерами, созданными в павильонах какой-нибудь лондонской киностудии.
Ситуация начала меняться в 1990-е годы, когда в кадр все-таки начали попадать отдельные свежие достижения архитектурной мысли вроде Музея Гуггенхайма Фрэнка Гэри в испанском Бильбао («И целого мира мало», 1999). Но первым по-настоящему «архитектурным» Бондом стал только последний на данный момент Бонд №22 «Квант милосердия» (Quantum of Solace), вышедший на экраны в далеком уже 2008 году.
«Квант», снятый режиссером Марком Фостером, стал естественным продолжением дилогии, начатой за два года до того Мартином Кемпбеллом в «Казино Ройяль» (Casino Royale, 2006), у фильмов единый сюжет. В «Кванте милосердия» Бонд.Джеймс Бонд продолжает мстить плохим парням за невинно убиенную фильмом ранее свою возлюбленную Веспер Линд.
Действие начинается всего через несколько часов после окончания «Казино Ройяль» и все там же, в Италии. Бонд оказывается в Тоскане, в Сиене. Этот буколический городок, чей исторический центр включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, славен прежде всего своей центральной площадью Пьяцца дель Кампо, одной из крупнейших уцелевших средневековых площадей Европы, и высоченной 88-метровой башней Торре дель Манджа на ней (видна слева).
Дважды в год, в июле и августе, на площади в окружении средневековых палаццо и в присутствии толп аборигенов и примазавшегося к древнему ритуалу турья проводится т. н. «Иль Палио», «Сиенское палио», традиционные конные скачки, в которых участвуют команды городских районов. В «Кванте милосердия» эти бега происходят на фоне допроса Главного Злодея в полевой штаб-квартире британской разведки МИ-6, угнездившейся где-то в сиенских недрах.
Процесс допроса заканчивается забегом по сиенским крышам, в ходе которого Бонд и его визави изрядно портят десятки квадратных метров черепичной кровли на фоне типично итальянских урбанистических пейзажей. Как должно быть прекрасно бродить по улочкам этого прекрасного города под летним дождем, а потом сидеть в кофейнях, пить пряный мате, листать томик Коэльо и писать всякие глупости в свой молескин, завернувшись в теплый клетчатый плед.
Все хорошее быстро заканчивается. Нелегкая судьба супершпиона возвращает Бонда в Лондон.
Там происходит обыск в квартире предателя. Предатель, как оказывается, живет в 18-этажке 1960-х годов. Справа на балконе заметна маленькая «М», начальник Бонда, в исполнении народной артистки Великобритании Джуди Денч.
Это потрясающе родной вид. Балконные экраны облицованы мелкой белой плиточкой, которая, судя по заплаткам, так же как и у нас имеет свойство отваливаться. Вертикали в глубине балконов — уже в крупной черной глазурованной плитке «под кирпич». Все поклонники западных ценностей вопрошают: как такой «совок» могли построить в Великобритании?
И почему, ну почему же балкон не превращен в богатую лоджию? Где хранить полкабана? Где спать нелюбимой бабушке? Как они там живут вообще?
Подъезд. Обычные стеклянные двери и холл все в той же плиточке. Здание выглядит так, как будто его построили совсем недавно.
Да, для многих станет открытием, что в 1960—70-е годы в странах развитого капитализма строили почти то же, что и в родном соцлагере. Предательская квартира находится в ЖК Water Gardens, построенном в 1961—66 гг. по проекту архитектурного бюро Trehearne & Norman, Preston & Partners. Три одинаковые 18-этажки в лондонском районе Вестминстер стоят на едином стилобате, где размещается паркинг для жильцов. Комплекс считается элитным.
Продолжает шокирующие архитектурные откровения новая штаб-квартира МИ-6. По какой-то причине Марк Форстер (режиссер фильма) решил отказаться от использования экстерьера реальной резиденции главной британской спецслужбы — чудовищного постмодернистского зиккурата SIS Building, построенного в 1994 году по проекту сэра Терри Фаррела и фигурировавшего уже в трех броснановских Бондах («Золотой глаз», «И целого мира мало», «Умри, но не сейчас»).
Вместо этого для размещения МИ-6 он предпочел выбрать один из лучших образцов лондонской бруталистской архитектуры — Barbican Centre, крупнейший в Европе, как сказали бы у нас, Дворец культуры.
Комплекс зданий, в которых разместились концертные, театральные и кинозалы, библиотека, выставочная галерея и прочие учреждения культуры, был построен в 1965—82 гг. (бюро Chamberlin, Powell and Bon). На заднем плане заметна одна из трех 42-этажных жилых башен, формирующих сопутствующий культурному жилой комплекс Barbican Estate (1965—76 гг., авторы те же).
Комплекс Barbican Centre, как и любой образец брутализма, вызывает полярную реакцию у небезразличной общественности. С одной стороны, в 2003 году его признали самым уродливым зданием Лондона, с другой — еще двумя годами ранее (в 2001-м) его же включили в список охраняемых архитектурных памятников. Форстеру, вероятно, голый честный железобетон Центра нравится.
Интерьеры же комплекса полностью придуманы художником-постановщиком фильма и созданы в павильонах лондонской киностудии Pinewood.
В этой киноленте у М новый кабинет. Вместо традиционного викторианского классического интерьера — модный серо-стальной хай-тек.
Старая добрая Англия появляется в «Кванте милосердия» значительно позже, когда М вызывают на ковер к вышестоящему чиновнику отвечать за Бонда, в очередной раз кого-то застрелившего. Кабинет чиновника находится в фешенебельном английском клубе Reform Club на знаменитой улице Пэлл-Мэлл.
Клуб украшен популярным орнаментом со свастикой.
Пунктом №3 в путешествиях Бонда образца 2008 года становится Порт-о-Пренс, Гаити.
Так как находиться в Гаити опасно для здоровья белого человека, за эту страну отдувался городок Колон на карибском побережье Панамы. В принципе, Панама очень похожа на Гаити, но качественную работу западного художника-постановщика выдает шикарная вывеска.
Внутри гостиница Дессалине представляет собой царство черно-белой клетки.
Ресепшн.
Стены частично облицованы крупной керамической плиткой, образующей сложный футуристический орнамент.
Бонд в белых штанах рассекает на мопеде по улицам панамского Порт-о-Пренса.
Аэровокзал, прекрасный образец уникальной местной архитектуры.
Прямо отсюда герои возвращаются в Европу, в самое ее сердце, как бы в Брегенц, расположенный на австрийско-швейцарско-немецком пограничье. Роль аэропорта этого милейшего озерного городка, впрочем, выполнял британский Фарнборо в графстве Хэмпшир.
Аэропорт все больше известен своими авиасалонами, проходящими здесь раз в два года, но обслуживает и бизнес-авиацию.
Вестибюль.
Так он выглядит в жизни.
В «Кванте милосердия» в жизни Джеймса Бонда происходит важное событие — он впервые в сериале идет в оперу и причем в какую! Каждое лето в этом самом Брегенце проходит фестиваль Bregenzer Festspiele, одной из площадок которого является т. н. Зеебюне (Seebühne), «Озерная сцена», огромный амфитеатр на 7000 зрителей, сцена которого расположена прямо на воде озера Констанц. Так комплекс выглядит с прилегающей площади (реконструкция 2005—2006 гг., арх. Х. Дитрих и М. Унтертрифаллер). Слева — конгресс-холл, справа — трибуны амфитеатра.
Бонд осматривает публику. Аншлаг.
В этот день давали «Тоску» Пуччини. Глаз с вращающимся зрачком выглядел очень эффектно.
Прямо во время оперы агент Ее Величества расстраивает коварные планы всемирной злодейской организации, члены которой, расстроившись, пытаются убить его в минималистичных интерьерах конгресс-холла.
Разумеется, в конце концов это Бонд всех побеждает. На заднем плане характерный образец современной европейской скульптуры, бессмысленной и беспощадной, рядом с которым через пару секунд появится новая инсталляция.
Ну как только Бонд сбросит вниз очередного плохого парня.
А так амфитеатр Брегенца выглядит в дни, когда там не снимают блокбастеры. Декорации вновь от «Тоски». Крутизне конструкции амфитеатра позавидует даже витебский собрат от «Славянского базара».
После короткой и малозначащей остановки в Италии, для финальной битвы добра со злом действие перемещается в Боливию.
В Боливии, как и на Гаити, снимать по объективным причинам было страшно. Хорошо, что на выручку пришла все та же дружественная западному кинематографу Панама. За Ла Пас выступала Панами-Сити, столица страны.
В первой предложенной ему британским правительством гостинице, отличном образце традиционной латиноамериканской архитектуры, Бонд останавливаться отчего-то не захотел.
Роскошное лобби.
Пришлось ехать на Плаза де Франсия, Французскую площадь Панама-Сити, где специально для сьемок фильма на здание панамского Национального института культуры (1924—31 гг., арх. Дженаро Рудджери, Рохелио Наварра) прицепили вывеску Andean Grand Hotel. Не все почему-то знают, что на самом деле снежно-белый институт культуры/отель проектировался для размещения Верховного суда страны.
Стильный черно-белый интерьер гостиницы был создан Деннисом Гасснером, художником-постановщиком «Кванта», в павильонах лондонской студии Pinewood. Работники панамского института культуры люто, бешено завидуют.
Атриум.
На создание конструкции ушли тонны высококачественного пенопласта.
Номер Бонда.
Дизайнерам квартир в Лошице есть на что обратить внимание.
Из рубрики «Их нравы». Очевидный трибьют «Голдфингеру», третьему фильму сериала, в котором несчастную девицу умерщвляют, покрыв ее тело золотой краской.
Выбор локаций для сьемок порой ставит в тупик. Для гламурной вечеринки Главного Злодея, на которой его конфликт с Божественным Бондом обостряется, выбрали руины Club de Clases y Tropas в Старом городе Панама-Сити. Любимое место тусовки панамского диктатора и наркобарона Мануэля Норьеги было разрушено в результате американского вторжения еще в 1989 году.
Но этот несколько парадоксальный выбор с лихвой искупает место Финальной Битвы Добра со Злом. Бонд надирает задницы всем плохим парням на фоне экстерьера и в интерьерах фантастического здания ESO Hotel, места, где живут работники Европейской южной обсерватории (ESO) в чилийской пустыне Атакама. В фильме отель называется Perla de las Dunas, «Жемчужина дюн».
Здание было построено в 2002 году прямо в пустыне на высоте 2400 метров над уровнем моря по проекту мюнхенского архитектурного бюро Auer+Weber.
Гостиницу, а фактически общежитие (посторонние остановиться там не могут) астрономов и инженеров обсерватории, возвели из монолитного железобетона, в который был добавлен оксид железа, придавший строительному материалу характерный ржавый цвет и позволивший зданию слиться с окружающими его песками Атакамы. Белорусские архитекторы, которые, дай им волю, облицевали бы несчастный отель бежевым керамогранитом или, на крайний случай, покрасили бы его розовым капаролом, негодуют: как можно было ограничиться одним просто железобетоном. Как это вообще?
В довершение всего немецкие архитекторы смогли вписать здание в естественный перепад рельефа, благодаря чему оно практически не нарушает окрестные пейзажи. Четырехэтажный корпус имеет форму буквы L, длину 176 м, ширину 53 м и общую площадь 10 000 м2.
Окна номеров закрыты бетонными экранами, спасающими постояльцев от жесткого солнца.
Никогда еще логово злодеев не выглядело в бондиане так эффектно. На возведение всей этой красоты было потрачено всего 8,5 млн евро.
С балконов номеров и из их окон даже открывается вид на Тихий океан, расположившийся в 120 км западнее. Тут, правда, видны одни горы.
Интерьер отеля. Благодаря теплому песочному цвету бетона все выглядит вовсе не брутально.
Внутри номера. Всего в здании 108 номеров, 18 административных помещений, ресторан, библиотека, бассейн, фитнес-центр, сауна и зимний сад под стеклянным куполом диаметром 35 м. Все для того, чтобы ученые смогли отдохнуть от суровых условий окружающей их месяцами пустыни.
Рядом с зимним садом под тем же куполом общественная зона.
В 2004 году ESO Hotel получил премию LEAF Award в номинации «Лучшее новое здание». Латиноамериканские полковники в черных очках одобряют это решение и дружественный экологии дизайн гостиницы.
Финальный эпизод картины наконец-то разворачивается в России-матушке.
По мнению авторов «Кванта», Казань застроена трехэтажками экзотических серий, таких же, как и в военном городке Олдершота под Лондоном, где эпизод и снимался на самом деле.
Джеймс Бонд вернется в октябре 2012 года в 23-м фильме Skyfall, действие которого будет разворачиваться как минимум в Англии, Турции и Китае.