Как живется новоселам в комплексе «Дружный»? История одного конфликта

 
3160
26 ноября 2011 в 16:45
Автор: Артур Боровой
Автор: Артур Боровой

На рекламных плакатах все новостройки выглядят одинаково. Элегантные фасады, комфортные планировки, уютные дворики рядом с подъездами… Когда дом построен и сдан, ключи получены, а новоселы приступают к ремонту, настроение у них зачастую портится. Наружу всплывает строительный брак, боком вылазят архитектурные изыски проектировщиков. Люди приходят к выводу: квартира не стоила своих денег. Почему так происходит? Onliner.by начинает серию материалов, в которых мы расскажем, с какими проблемами сталкиваются жильцы новостроек — элитных домов и бюджетных панелек. Сегодня — рассказ о конфликте в комплексе «Дружный», который возводят в микрорайоне Брилевичи.

Строительство «Дружного» началось в 2008 году. Комплекс расположен на улице Н. Орды, на въезде в Минск. Он открывает архитектурный ансамбль города со стороны проспекта Дзержинского.

Вот что сказано о нем на сайте застройщика ИООО «Синтез-Белнеп-Строй»:

«Дружный» имеет особенные характеристики. Это касается и архитектуры, и технологии строительства, и планировочных решений. При проектировании была осуществлена идея плавного, волнообразного движения объемов здания с их мягким ступенчатым перетеканием. Квартиры в жилом комплексе спланированы так, чтобы оставаться дружелюбными человеку всегда, чтобы он ни делал, о чем бы он ни мечтал.

Дольщик Геннадий Миронович, обратившийся в редакцию, о мечтах не рассказал ничего. О «Дружном» у него иные впечатления, которые очень отличаются от рекламных.

Будущее жилье Геннадий подобрал еще в 2009-м. Объясняет это так:

Недорого (2950 тысяч за метр), интересный дом, неплохие планировки. Немаловажно — наличие льготного кредита. Мой 3-й подъезд к тому времени был готов процентов на 50. Взвезив все «за» и «против», я принял решение — нужно строиться.

Первые три подъезда, говорит Геннадий, должны были сдать в июле 2010-го. Застройщик перенес срок на месяц, обосновав тем, что хочет построить дом в соответствии с «высокими показателями качества». Потом сдачу перенесли еще и еще раз.

— Подъезды в итоге сдали в октябре 2010-го. Без воды, без света. Люди написали по 50 замечаний.

В декабре 2010-го дольщики отправили в Комитет госконтроля письмо, в котором выразили беспокойство качеством жилья, назвав недостатки по пунткам. Вот некоторые замечения, указанные в обращении.

Прорыв скрытых металлопластовых труб отопления в нескольких местах и, как следствие, затопление квартир. В результате чего произошло массовое отслоение штукатурки и стяжки, что указывает на ее низкое качество.

Стеклопакеты и балконные рамы установлены некачественно со следующими недоделками: отсутствует герметизация по периметру оконного проема, имеют место щели, зазоры между оконным боком и оконным проемом достигают 70 мм, что в несколько раз превышает допустимый зазор.

Внутренний слой штукатурки осыпается от простого прикосновения, что указывает на очень низкое содержание цемента в штукатурном растворе.

Не все помещения оштукатурены должным образом. Местами штукатурка отсутствует.

 — Сдвоенные выключатели и розетки установлены некачественно. Повреждены и обрезаны декоративные накладки.

— Потолки неровные с глубокими и многочисленными рытвинами.

— Массовые сколы на углах откосов и дверных проемов.

— Пороги балконов выполнены со значительными сколами.

— Гидроизоляция в санузлах по периметру занижена и выполнена неравномерно.

— Потолок лоджии выполнен с большими перепадами.

Большую часть из этих недостатков впоследствии устранили. Но, как говорит Геннадий, не все.

В его квартире мы подходим к окну. Хозяин подносит спичку к стене — отсюда он снял пластиковый откос. Огонь мгновенно гаснет — из щели идет воздух.

Квартира продувается со всех сторон, — утверждает владелец. — Даже из розеток дует. Я так понимаю, что можно взять сверло, пойти просверлить любую стену. Сифонить будет и оттуда. Не дом, а решето!

Гарантировать, что дует ежедневно и именно по этой причине, мы не можем. Для этого нужно проводить соответствующие исследования. Но в день, когда мы были в «Дружном», розетки действительно вели себя подозрительно. И не только в квартире Геннадия.

Его сосед Игорь живет на втором этаже. Ему, как и другим «двухэтажникам», не повезло больше всех. Главная проблема — в балконах. А точнее, террасах.

Вначале был шок, когда увидели, как под утеплителем ходит вода, — говорит Игорь. — Но основная проблема не в этом. Представьте: над нашими лоджиями нет крыши! Любой мусор — бычки, бутылки — может упасть прямо на голову. Один раз уже падал молоток. Да и не понятно, что делать зимой. Как убирать снег? Получается, бросать его можно только вниз, лопатой, на проходящих по тротуару. И это в 21-м веке, в современном доме с претензиями на лучший проект города.

Игорь говорит, что свою дочку на балкон не пускает — боится. Дольщики второго этажа образовали инициативную группу, чтобы отстаивать свои права.

— Надо, чтобы над террасами построили защитную крышу. Пускай не глухую, но хотя бы из прозрачного материала, — предлагает Игорь. — Мы  готовы за это доплатить. В рамках разумного, конечно. Но пока вопрос «повис в воздухе».

Еще одна «странность» на балконе. Вот так здесь организован слив.

Третий пункт нашей короткой экскурсии по «Дружному» — квартира, в которой еще идет ремонт. Занимается им профессиональный строитель Владимир, который тоже живет в этом доме.

Штукатурка положена слоями по 5—6 сантиметров. Поштукатурено песком, практически без цемента, — утверждает он. — Приходится все сбивать, ложить новую.

Есть у людей и другие претензии. Например, по отоплению — в некоторых квартирах батареи греют еле-еле. Есть и такой нюанс: по проекту над «Дружным» должен быть установлен парус, еще один архитектурный изыск, также вскладчину оплаченный дольщиками. Но про него пока не слышно.

«Синтез-Белнеп-Строй»: «Если у людей есть конкретные вопросы, мы их выслушаем»

Что думает о проблемах новоселов застройщик? Об этом мы поговорили с руководством «Синтез-Белнеп-Строя».

— Как можно было сдавать дом с открытыми балконами, на которые люди теперь боятся выходить? Не самое приятное чувство, когда сверху на тебя летит молоток…

Этот вопрос мы задавали и главному архитектору проекта Леониду Кищуку, — начинает разговор директор Леон Кручинин. — Проблему бы я разделил на две составляющие: формализованную и практическую. Факт в том, что проект дома разрабатывался не нами, он прошел согласование на всех уровнях, был одобрен компетентными людьми, обладающими профессиональными навыками. Специалисты считают, что это красиво, правильно, удобно. Когда в дом въехали граждане, начали возникать вопросы. Думаю, упавший молоток — это все же частный случай. В любом доме могут произойти такие события, особенно на стадии ремонта. Другое дело, что открытые площадки — это, несомненно, не очень удобно.

Директор заверил: застройщик предпринимал меры, чтобы внести изменения в проект. Были направлены письма в администрацию Московского района, организована встреча дольщиков с главным архитектором.

«Белгоспроект» разработал усиляющие решетки, которые будут закрывать террасы сверху от падающих молотков. Но попытка изменить проект, чтобы сделать лоджии из террас, не получила решения на законодательном уровне. Мы как застройщик не можем это исполнить, оплатить. Вы же знаете, есть спесцсчета, расходование средств дольщиков регламентировано государством. Предположим, например, что мы взяли и сделали. Но ведь одному человеку решетка нужна, а второй может сказать — а почему я должен доплачивать? Получится спорный момент.

— Так что же делать людям?

Существует возможность перепланировки через «одно окно» в исполкоме. Сейчас, понятно, такое разрешение никто не даст, — включается в беседу сотрудник компании Ольга Данилюк. — Но когда будут сданы все 9 подъездов, тогда дольщики второго этажа могут направить в администрацию коллективное письмо и получат «добро».

Кстати, представители застройщика заверяют: ни одного письма от дольщиков о том, что их не устраивают террасы, в компанию с момента заселения не поступало.

— Расскажите, что с парусом, который должны были установить на здании?

Парус — это отдельная история. В проекте сказано: он должен быть, но материал, из которого его делать, не указан. Якобы застройщик обязан сам с этим определиться, найти оптимальное решение. Этим мы сейчас и занимаемся. Подобрали несколько вариантов. Вопрос в том, что парус будет установлен на железной мачте на достаточно большой высоте — около 20 метров. Конструкция должна быть прочной, как и ткань. Ведь в наших климатических условиях она быстро потреплется, превратится в непрезентабельную тряпку. Ее придется менять — за деньги товарищества собственников. Поэтому к вопросу мы подходим тщательно.

— Давайте о приземленном. В некоторых квартирах мы видели, как воздух гуляет даже в розетках…

Если это действительно так, надо разбираться, — говорит Кручинин. — Быть может, есть какое-то конструктивное решение, которое привело к таким последствиям. Жильцы могут написать письмо, прийти лично. Я в компании недавно, с октября. Мы сейчас организовали прием граждан. Общаемся, готовы к конструктивному диалогу. Но вот что интересно. Когда люди вместе, они говорят много. А если начинаешь задавать конкретный вопрос, то сразу замолкают. Были случаи, когда человек заявлял о трещинах на стенах, а потом оказалось, что он сам виноват, вынимал утеплитель. Надо разбираться.

— Про штукатурку люди тоже говорят — халтура…

Опять же, есть гарантийные обязательства. В том числе и у компании, которая штукатурила стены. Но чтобы доказать факт брака, нужны обращения людей. По всем, которые были, мы недостатки устранили.

Ольга Данилюк в свою очередь замечает:  у застройщика тоже есть претензии к людям, причем серьезные. В частности, за период ремонта они умудрились «убить» свои подъезды.

Да так, что скоро может понадобиться капремонт. В доме 200 семей, и они уже успели между собой переругаться. 

У застройщика на все претензии о качестве аргумент железный: акт приемки-передачи дольщики подписали. Какие могут быть вопросы после этого? Да и факты брака еще надо доказать — не голословно, а документально. Если понадобится, в суде.

Судя по всему, конфликт в «Дружном»(а на самом деле, не очень) комплексе будет теплиться еще долго. Люди, по крайней мере, сказали нам, что настроены серьезно.