Один из древнейших белорусских городов, летописный Изяславль, за долгую его историю грабили несколько раз. В середине ХII века местечко разрушили повздорившие сыновья минского князя Глеба и полоцкого князя Бориса. В начале ХХI столетия современный Заславль был унижен Минским облисполкомом: город лишили статуса областного подчинения, отдав его на откуп «бедному» Минскому району. С тех пор Заславль деградирует. Спасет ли его статус «спутника», обещанный большими начальниками? О буднях и надеждах города — наш фоторепортаж.
Заславль — ближайший к столице населенный пункт, в котором еще сохранилась история. Так принято считать. В путеводителях и на страницах газет его обычно называют «удивительной жемчужиной в венке городов Беларуси».
Действительно, сюда периодически заглядывают иностранные туристы; посмотреть на церкви и костелы привозят школьников из Минска. Публика заезжает с «парадного» входа, а мы вошли с «черного». Если въезжать в город со стороны местного микрорайона «Кладочки», то первое, что видит путник — дорога к кладбищу.
Старое заславское кладбище не лучше и не хуже своих аналогов в других захудалых белорусских городках. Слегка облагороженное и в меру запущенное, оно расширяется, растет. Люди умирают, ритуальные конторы делают на этом бизнес. Самое популярное объявление на городских информационных плакатах — о памятниках и похоронах. Типичная провинциальная картина.
К унылой белорусской серости некогда уютный городок Заславль движется быстро, целенаправленно. Вот, например, район индивидуальной жилой застройки под названием «Кладочки».
Еще лет десять назад «Кладочки» никто и не подумал бы назвать микрорайоном. А сейчас так говорят. Это зона коттеджей, здесь есть дома скромные, а есть с претензией — их начинали строить в бесшабашные 90-е, но до ума толком не довели.
Магазинов в «Кладочках» хватает. Со всем остальным — беда. Например, местным жителям катастрофически не достает культуры.
А дорожникам — денег.
— После того как Заславль присоединили к району, жизнь у нас ухудшилась в разы, — говорит житель «Кладочек» Александр. — Город запустили, он стал грязным, неухоженным. Ничего не ремонтируется, песок после зимы убирают только с центральных улиц. Грязища повсюду…
В «Кладочках» есть газ, водопровод с холодной водой. Центральной канализации нет. Ливневка периодически забивается.
С инфраструктурой, отмечают люди, более-менее.
Через центр города, разделяя его на старую и новую части, проходит железная дорога. К станции «Беларусь» ежедневно идут сотни людей. Им непросто, приходится перепрыгивать через ямы и лужи.
Бывший Дом пионеров закрыт на замок.
Старинные здания у вокзала (если верить табличке, они представляют собой историко-архитектурную ценность) подверглись переделке. Испортили ли их пластиковые окна и железные двери? Так сразу и не скажешь.
Освещение в центре города работает исправно. Теперь его будет больше.
Центром притяжения в Заславле был и остается рынок. Торговля здесь идет живо.
А вот стройки в этой части города молчат. «Когда сдаете дом?» — поинтересовались мы у строителей. «Читайте. Как там написано, тогда и сдадим», — мрачно пошутили они.
Сдать дом должны были в июле 2010-го...
Чуть в глубине улицы Ленина, среди жилых дворов, пристроился долгострой гораздо более почтенный. Строят этот жилой дом больше шести лет. Менялись подрядчики, приезжали с инспекцией чиновники, а стройке конца не видно. Местные жители с этим смирились. Члены кооператива все еще надеются на чудо.
У этого здания, наоборот, судьба счастливая. Когда-то, по словам местных жителей, здесь хотели построить Дом быта. В итоге вышел комплекс из банка и бара. Неплохое соседство.
Несколько картинок из жизни высотных заславских микрорайонов.
В Заславле есть три автобусных маршрута. Ходят они регулярно, но, по словам людей, вечером добраться из одной точки города в другую непросто. Когда-то работало и такси, но потом закрылось: бизнес оказался нерентабельным.
Главная коммунальная проблема города — качество воды. Вода ржавая, ванну приходится отмывать от песка. Очевидно, что Заславлю давно пора менять устаревшие коммуникации, строить новую станцию обезжелезивания.
Пока же здесь меняют сети. Как водится, с просрочкой.
Лощеным, выглаженным на фоне остальных построек выглядит новый дом ЖСПК «Рогнеда-Заславль».
Но это если не знать его недавнюю историю. В семи из девяти подъездов дома через 10 месяцев после ввода все еще не было газа. Подключили газ только после вмешательства КГК.
Главное, впрочем, что дом достроили. Ведь у его соседей — участь гораздо более печальная.
Сентябрь прошел, но толку. Рабочих на этой стройке нет. На соседней, где монтируют очередной мини-магазин, их предостаточно. Местные жители недоумевают: и зачем столько торговых точек? Лучше бы построили лишний детский сад или поликлнику. Социальная инфраструктура, в отличие от торговой, в городе проседает.
Такова в общих чертах строительно-коммунальная жизнь Заславля. Она серая, как осенний день. И даже Ирина Романовская, которая споет завтра в местном ГДК «Свiтанак», вряд ли сможет своим обаянием развеселить горожан.
Памятник Рогнеде и Изяславу на фоне безликих декораций «спальных гетто» выглядит сиротливо.
Но, может, мы преувеличиваем? Люди, которые в Заславле бывали, разумеется, город запомнили другим. В первую очередь — туристическим. С домом мельника, костелом Рождества Девы Марии, Спасо-Преображенской церковью, огромными замковыми валами...
Все это в Заславле есть и сейчас, но... На фоне общего увядания города его исторические достопримечательности больше не играют. Они тоже блекнут.
— А зачем рядом с церковью поставили этот ржавый ларек? — подслушали мы вопрос, который задал школьник экскурсоводу. Ответа парень не дождался.
Увы, для привлечения иностранных гостей в последнее время в городе так ничего и не сделали. Согласно Национальной программе развития туризма на 2006—2010 годы, в Заславле должны были развивать транзитный туризм. Смысл в том, чтобы гости города не просто пробежались по достопримечательностям, но и остались на следующий день, переночевали в гостинице, сходили в ресторан.
Ни одного отеля в Заславле до сих пор не построили, а приличное кафе — только одно. Вот такое развитие.
Быть или не быть в Заславле городу-спутнику — вопрос, на который сейчас наверняка не ответит никто. Специалисты и местные жители говорят: почему бы и нет? Ведь в плане основных составляющих «спутниковой» идеи здесь есть все, чего нет в Смолевичах.
Во-первых, работа. В городе несколько крупных строительных предприятий: паркетная фабрика, завод по производству строительных смесей «Хенкель» и т. д. На работу в Заславль приезжают из Молодечно, Волковыска, даже Минска. Другой вопрос, что земли для строительства новых предприятий (или переноса из столицы существующих) не хватает.
Во-вторых, в городе полностью отсутствует транспортная проблема. Заславль стоит на перекрестке автомобильных трасс, доехать до столицы на машине или на электричке не составляет труда. Сейчас, например, недалеко от города делают новую развязку.
— Заславль должен был стать первым спутником Минска, но почему-то выбрали Смолевичи, — резюмирует житель города Сергей Бирюлин. — Но все равно, мы возлагаем на спутник большие надежды. Тогда, быть может, решится вопрос нашей подчиненности, налоги перестанут уходить из города в районный бюджет, а жизнь наладится.
Любопытно, что готовы жить в Заславле и минчане. Как говорят в местном исполкоме, звонки от желающих вступить в городскую очередь поступают регулярно. Стоимость квадрата с отделкой в ЖСПК в начале года составляла около 2 600 000 рублей за метр, сотка земли стоила от 600 до 1500 долларов.
Квартиры в здешних домах тоже продаются. Например, как рассказали нам в одном агентстве недвижимости, недавно за 40 000 у. е. продали «двушку».
Детально о судьбе Заславля как спутника, несмотря на все «плюсы», чиновники пока не говорят. По одним данным, проект уже отложили в ящик — прежде все ресурсы бросят на Смолевичи. По другим, программа все же разработана, и к 2020 году в Заславле хотят возвести микрорайон для минчан на 600 тысяч «квадратов». На это понадобится 2500 миллиардов рублей. Суммы колоссальные.
Кто и за какие деньги будет создавать инфраструктуру для города-спутника, пока не ясно. Согласятся ли, к примеру, минчане платить за метр в Заславле по рыночной цене, если вопрос с кредитованием не будет решен? Ответить не беремся.
Уезжая из Заславля, мы заметили: в центре города снимают кино. Подумали: наверняка про «спутник». Про лучшую, счастливую жизнь, которая наступит в городе, когда он завертится...
Оказалось — мы ошиблись. Кино снимали о счастливой жизни, которая в Заславле уже была. Танцевали молодухи, пели ряженые, улыбался колоритный персонаж — козел.
Съемки были непродолжительными, актеры старались. Режисер Первого канала скомандовал: «Конец!». И в центре старинного белорусского городка Заславль, который мечтает выйти в космос, снова стало тихо.