Как реставрируют минские театры (фоторепортаж)

 
2667
19 октября 2011 в 18:50
Источник: Дмитрий Макарчук
Источник: Дмитрий Макарчук
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

В настоящее время в столице на реставрации находятся три театра: Молодежный, Купаловский и Театр юного зрителя. Судьба у каждого своя. ТЮЗ стоит «неприкаянным» с 2009 года, Молодежный — полуразобранный и заброшенный. И только в театре имени Янки Купалы работы ведутся полным ходом. Какие проблемы возникают во время строительства? Когда театральные труппы смогут вернуться в родные стены? Об этом в нашем материале.

Театр юного зрителя: «затяжка» на «затяжке»

В начале сентября на очередной сессии горсовета приняли решение о выделении 2 млрд рублей на реставрацию здания ТЮЗа (который, напомним, расположен по адресу ул. Энгельса, 26). По проекту 2006 года на работы было необходимо 37,5 млрд рублей, а теперь эта сумма превышает 150 млрд.

ТЮЗ переехал в Дом литератора еще в 2009 году. По словам директора Юрия Кулика, собственное здание театра уже тогда находилось в аварийном состоянии: по стенам пошел грибок, начала протекать крыша и обсыпаться штукатурка со стен. С тех пор из зрительного зала убрали кресла, и на этом работа прекратилась. Заместитель начальника управления культуры Мингорисполкома Юрий Максименко сообщил, что такая «задержка» в проведении реставрации связана с проблемами в проектной документации. Прежде всего, была завышена стоимость работ, нашли ошибки и нестыковки. В результате проект вернули на доработку. Деньги в итоге выделили, но договор между УКСом Ленинского района и трестом №1 так и не был подписан.

Я готов передать театр хоть сегодня вечером, но, к сожалению, от меня уже мало что зависит, — говорит Юрий Кулик.

В УКСе Ленинского района ситуацию прокомментировали так:

Договор будет подписан уже на этой неделе. Проблема в том, что подрядчик (трест №1 — Д. М.) прислал 4 протокола разногласий, но уже к концу октября работы должны начаться.

В тресте №1, в свою очередь, утверждают, что с подписанием затягивает именно заказчик. Дескать, прежним договором не была предусмотрена площадка для бытовых помещений, промежуточная площадка для складирования материалов и т. п.

Как только нам перечислят аванс, мы готовы начинать работу, — заявили в тресте.

Театр имени Янки Купалы: работы идут полным ходом, а прежнего проектировщика «загадочно» отстранили

В Купаловском театре, который находится в одном квартале от ТЮЗа, дела с «обновлением» обстоят несколько лучше. Генеральный подрядчик — трест №7 — приступил к работам сразу после того, как сотрудники театра освободили здание (это произошло в августе 2010-го, хотя предписание МЧС закрыть объект поступило еще в 2004-м). На протяжении 7 лет директора театра писали заявления о продлении работы под личную ответственность.

Работы здесь, на контрасте с ТЮЗом, ведутся довольно активно. Любопытно, почему? Об этом мы спросили заместителя министра культуры Виктора Кураша, который курирует в том числе вопросы капитального строительства и реставрации. Заместитель министра заметил, что многое зависит от формы собственности театра. Так, ТЮЗ, а также Молодежный театр, Театр кукол и Музыкальный театр находятся в муниципальной собственности, а театр имени Янки Купалы и, например, Оперный — в республиканской.

Директор Купаловского театра Павел Поляков видит в этом и еще ряд причин. Здание театра — одно из немногих в центре Минска — уцелело во времена Великой Отечественной войны. Оно является памятником архитектуры XIX века. К тому же Купаловский — первый национальный драматический театр в истории страны.

Именно из-за историко-культурной ценности здания в качестве генпроектировщика выбрали ОАО «Проектреставрация», которое занималось, к примеру, Национальным Академическим Большим Театром Оперы и Балета. Впрочем, как стало на днях известно Realt Onliner, «Проектреставрацию» от работы… отстранили.

В связи с тем, что здание было спроектировано еще в XIX веке, реконструировано, а правильнее сказать — «изуродовано», в 50—60-х годах XX века (появились непонятные пристройки, нарушающие первозданный ансамбль), одной реставрацией было не обойтись, ­— пояснил Павел Поляков. — Выполнить предписания МЧС также не представлялось возможным без функциональных изменений некоторых помещений. Поэтому зданию театра понадобилась «реконструкция с частичной реставрацией».

У «Проектреставрации» на такой масштабный объект не хватало собственных сил, поэтому они вынуждены были привлекать многочисленных субподрядчиков, что требовало дополнительного времени и средств. И было решено передать объект Белгоспроекту — более мощной и опытной организации.

В самой «Проектреставрации» не знают, с чем связано их отстранение. Людмила Иванова, научный руководитель организации, рассказала корреспонденту Realt Onliner:

Просто пришло письмо из Госконтроля под подписью Якобсона о нашем отстранении, и все.

В то же время, по словам директора Купаловского театра, документация, подготовленная «Проектреставрацией», используется где-то на 70—80 %, то есть новый проект делать не пришлось. На данный момент строители обладают всем необходимым, чтобы коллектив театра мог вернуться в здание уже в следующем сезоне.

Говорить однозначно, что зрители уже с сентября 2012 смогут приходить на спектакли, нельзя. Прежде всего, это связано с тем, что самим работникам сцены, звуко- и светорежиссерам нужно будет привыкнуть к работе на новом оборудовании, — отмечает Павел Иванович. — Так как в Беларуси театрального оборудования не производят, весь свет, звук и механизацию сцены придется покупать за рубежом.

Генеральный директор театра имени Янки Купалы говорит, что главная задача, которая стоит перед строителями, — восстановить то, что создал в XIX веке польский архитектор Карл Козловский. Поскольку работа ответственная, около 100 человек трудятся на объекте в три смены. Что, к слову, создает неудобства для жителей улиц Энгельса и Маркса. До конца года число строителей должно возрасти до 500.

Мне кажется, что здание нашего театра обладает лучшей архитектурной акустикой в Беларуси. Например, сейчас мы работаем на площадках Дворца профсоюзов и Дома офицеров: по сравнению с нашим зданием, это страх. Представьте: при разборке нашего зрительного зала под  партером обнаружили слой битого стекла. Судя по всему, это какая-то архитектурная хитрость, — восторгается Павел Поляков. — Поразительно, как люди несколько веков назад с помощью обычного карандаша создавали такие уникальные проекты, которые сейчас не могут превзойти инженеры с современными компьютерами.

Молодежный театр: в ожидании переезда

Вокруг реконструкции Белорусского государственного молодежного театра пару лет назад разгорелся скандал: здание по адресу пр. Машерова, 33, хотели увеличить за счет прилегающего сквера, на месте которого раньше распологалось кладбище времен Первой мировой. Против этого начали собирать подписи жители соседних домов и прихожане церкви Марии Магдалены. В итоге строительство заморозили, а городские власти предоставили театру здание на Козлова, 17 (бывший ДК одного из стройтрестов), которое также нуждалось в реконструкции. Сейчас паспорт объекта на Козлова гласит о том, что здание реконструируется для размещения Дворца культуры строителей.

По словам заместителя директора театра по общим вопросам Сергея Пукиты, старое здание театра будет служить малой сценой, а новое — основной.

Зимой мы должны въехать в пристройку на Козлова, 17, а для зрителей новое здание театра откроется со следующего сезона, — надеется Сергей Пукита.