С 26 октября вступают в силу изменения к указу «О долевом строительстве многоквартирных жилых домов». Работать по новым правилам придется уже через неделю, а определенности, как это будет выглядеть на практике, нет. Мы уже писали, что некоторые застройщики (например, «Арэса-Сервис») даже решили на время прекратить заключать договора о долевом строительстве. Сегодня о проблемных моментах мы говорим с директором «УНР-10» Василием Устинчиком.
Застройщикам придется бегать за дольщиками?
Одно из основных изменений — договор о создании объектов долевого строительства будет необходимо зарегистрировать в местных исполнительных и распорядительных органах. То есть после того, как стороны подпишут договор, застройщик должен в течение 3 рабочих дней предоставить его чиновникам. А после того, как документ зарегистрируют, — выслать его дольщику заказным письмом или вручить под роспись. Ввели эту норму для того, чтобы исключать возможность появления «долевых пирамид» — когда на одну квартиру заключают несколько договоров. Но что увидим в итоге?
— По той схеме, как предлагается сейчас, получим множество проблем, — говорит Василий Устинчик. — Представьте: вы приходите к нам, заключаем договор. Мы его должны завезти в исполком: то ли городской, то ли районный — пока это не решено. Там документ зарегистрировали. Я отдаю его вам, а вы походили, подумали — и решили с нами не строиться! Из опыта работы с клиентами знаем, что очень много договоров — процентов 30, даже 50 — идут в мусорную корзину. Раньше в наших договорах было прописано: первый взнос нужно произвести в течение 5 банковских дней. Если в течение 10 дней нет платежей, то договор недействителен. Не надо было искать человека, чтобы найти и забрать договор. Сейчас же искать придется, ведь иначе на эту же квартиру взять другого дольщика нам не дадут.
В Ассоциации застройщиков предложили такую схему. После того, как вынесено решение на начало строительства, скажем, 200-квартирного дома, исполком выдает застройщику 200 бланков с печатью, на которых прописаны характеристика дома, номер квартиры, площадь и т. д. На этом вся процедура регистрации заканчивается. Бланки остаются у застройщика, дольщикам он выдает вначале копии, а оригиналы — только после первого взноса. Примут ли регулирующие органы этот вариант, пока не ясно.
Деньги должны вернуть
Еще одно нововведение — теперь, если застройщик потратит на строительство меньше средств, чем было запланировано, он будет обязан сделать перерасчет для граждан, которые состоят на учете нуждающихся и строят жилье при поддержке государства.
— Это правильно. Мы и без этой нормы народу возвращали деньги, — комментирует Устинчик. — Скажем, по Лошице, где были немалые суммы. Каждый дольщик — это инвестор, и деньги, если они остались, надо возвращать.
«Нельзя за год построить 25 этажей „монолита“»
Отныне с целью защиты прав дольщиков из указа исключено положение, устанавливающее максимальный срок строительства в 3 года. Жилые дома будут строиться с учетом нормативных сроков строительства. Казалось бы, хорошая новость для дольщиков! Однако застройщики так не считают.
— Недавно вышли новые документы, которые устанавливают нормативные сроки строительства, — продолжает Василий Устинчик. — Если до этого наша компания всегда вкладывалась в норматив, то по новым правилам это физически невозможно. Да, панельные дома реально и за полгода возводить. Но нельзя за 12 месяцев построить 25 этажей в монолитном каркасе! Чтобы успеть, надо иметь непрерывное финансирование с авансированием, трехсменную работу и современную технику. А чтобы обновить парк, нужно иметь прибыль на уровне 15 процентов. У нас же она сейчас практически сведена под ноль. Получается, от строителей хотят, чтобы строили по западным нормам, но условий таких не создают.
По мнению собеседника, застройщикам будет сложно найти генподрядчика, который согласится на установленные сжатые нормативные сроки. Если эти и другие вопросы не получится урегулировать, то и так запутанная ситуация на «первичке» усложнится еще больше.