Как делают белорусские обои (фоторепортаж)

 
6564
22 сентября 2011 в 18:21
Автор: Артур Боровой
Автор: Артур Боровой

Realt Onliner начинает серию публикаций, в которых мы расскажем о полном цикле производства стройматериалов, изделий и прочих «расходных» конструкций, без которых немыслим ни один дом и ни одна квартира. Стартуем с самого, на первый взгляд, простого — обоев. Поехали!

Устроить экскурсию по производству согласились сотрудники холдинга «Белорусские обои». Минская обойная фабрика, куда нас пригласили, как известно, расположена в центре города, на лакомом для застройки месте. По планам, производство отсюда собираются вынести. Точных сроков пока нет — для начала нужно найти инвестора.

На производстве, которое занимает два гектара и на котором работают 600 человек, трудно найти отправную точку, чтобы определить, с чего же все-таки начинаются обои. Мы решили взять за основу дизайнерский центр.

У обойщиков все просто: сначала художники готовят дизайн, потом он воплощается в жизнь в печатных формах, — вводит в курс дела начальник дизайн-центра Олег Лапотко.

В дизайнерском центре можно с легкостью проследить эволюции обойных трендов. Вот такие обои были раньше.

А вот такие — сейчас.

Видите разницу?.. Впрочем, специалисты и не скрывают, что основные мотивы белорусских обоев на протяжении многих десятилетий остаются неизменными.

В основном это цветы — они были востребованными, таковыми и остаются, — говорит Олег Лапотко. — Популярна сейчас и геометрия, более открытые, фоновые рисунки. Если советские обои были выполнены по принципу минимализма, то сейчас технологии продвинулись вперед, можно делать совершенно другой дизайн. Когда я пришел на работу — а это было 20 лет назад — обои печатались методом высокой печати, меловыми красками на обычной бумаге. Сейчас все по-другому. 

Но с чего все-таки начинаются обои? Определились — с художника.

Только не спрашивайте у меня, как приходят идеи — всегда по-разному, — говорит художник Ксения Лобович. — Тут и вдохновение, и, понятно, ориентация на рынок, на запросы покупателей.

Но зачем эти бесконечные цветы?

Натуральные и стилизованные рисунки в виде цветов имеет в своем арсенале любой солидный европейский производитель, — отвечает художник. — Ничего удивительного в этом нет. 

Вы же сами знаете, что обычно говорят про белорусские обои, — не унимается наш фотокор.

Скажу так: если бы нам дали много денег, то наш коллектив работал бы не хуже мировых лидеров. Да и сейчас продукция, чтобы ни говорили, востребована, — рассуждает Ксения Лобович.

Вернемся к процессу. После того как художник сделает рисунок, он выводит его на бумагу. Тут же присваивает имя. Вот эта композиция называется «Лилит» — нечто среднее между женским именем и названием цветка. Вообще у обойщиков принято широко использовать женские имена.

Ксения Лобович выкладывает «Лилит» на полу — чтобы лучше смотрелось.

— Стыкуются обои именно так: сначала рисунок, потом к нему полоска-компаньон, а дальше фон, который заполянет пространство.

Считаете, все покупатели додумаются, что нужно клеить именно так? 

Мы делаем распечатки с видами интерьеров… Но, конечно, на витринах в магазинах этого не увидишь.

Движемся дальше по технологической цепочке. Готовый дизайн идет на «худсовет» — в комиссии, куда входят эксперты предприятия и оптовики, решается, будет он востребован или нет. Если решение положительное, в дело включаются программисты.

Моя задача — подготовить рисунок на соответствие технологии, — отрывается от работы инженер-программист Кастусь Елисеев. — На экране вы можете увидеть, с одной стороны, то, что нарисовал художник, с другой — что получилось после обработки.

Елисеев напоминает главную аксиому полиграфии:  изображение на мониторе никогда не будет на 100 процентов соответствовать тому, что выйдет после печати.

После за дело берутся колористы, — продолжает Кастусь. — Они подбирают цвета. Варианты могут быть самые необычные. Бывает, увидев после их работы рисунок, который я обрабатывал, чувствую, что у себя дома такой бы не наклеил. Но потом оказывается, что на рынке его начинают брать! 

Кастусь уходит в себя, а мы продолжаем нашу экскурсию. После того как рисунок обработан, начинается изготовление печатной оснастки. Теснильные валы гравируют под заказ за границей. Процесс недешевый. Поэтому, если серию обоев решили больше не выпускать, вал не выбрасывают — снова отдают на шлифовку и гравировку.

Хрянятся валы в специальном помещении.

Готовые печатные формы устанавливают на машины. Начинается печать. Процесс мы отследили на примере дуплексов.

Вот он, рабочий цех.

Сначала распаковываем бумагу, которая поставляется в катушках, — говорит технолог Евгений Рудович. — В данном случае в одной — около 8 километров. Бумага используется разная — белорусская, немецкая, финская, российская. 

Основа основ — первичная печать рисунка. Процесс печати контролируют — как люди, так и машины. В основном, конечно, за все отвечает компьютер. Он выполняет сверку рисунка. Грубо говоря, следит, чтобы краски попадали в свои места.

Когда-то эти компьютеры числились за Министерством обороны, — то ли в шутку, то ли всерьез говорит Евгений Рудович. — Вроде бы такие же могли применяться для запуска боеголовок.

Линии на фабрике, к слову, хоть и не новые, но с работой пока справляются. Как нам рассказали, вскоре планируется частичная замена оборудования, давно отслужившего срок. Такого тут хватает.

А мы тем временем переходим в другой цех. Здесь происходит склейка двух полотен бумаги.

Дальше обои отправляются на теснильный узел — рисунок становится рельефным.

Потом — сушка, скатка в рулоны, упаковка.

Готовые обои складывают в коробки и увозят на склад. Уходим и мы — условия на производстве, надо признать, довольно тяжелые. Шум, вибрация — основные вредные факторы. С непривычки долго здесь не выдержишь.

Как рассказали сотрудники предприятия, один «этаж» на складе заполняют за день.

Машины, которые развозят обои по торговым точкам, курсируют регулярно.

Вот, пожалуй, и все. Хотя нет. Продукцию еще надо продать. Идем в спецмагазин — лучшее место, чтобы поговорить с покупателями и задать, наконец, главный вопрос. Для кого и зачем они это делают???

Почему берем? Потому что дешево, — так ответили на наш вопрос абсолютно все респонденты.

Мотивы — очевиднейшие. Ведь разница между ценами на европейские и белорусские обои сейчас напоминает пропасть.

Белорусские обои покупают в основном небогатые люди — студенты, пенсионеры, — не скрывают на предприятии. — Однозначно, что тот, кто приобретает белорусское, немецкие «трубки» не потянет. Что касается дизайна и расцветки, рисунков в виде цветов... Мы выпускаем их такими не потому, что нам нравится — этого требует рынок. Например, в Таджикистане берут только обои с блестками, в Украине чрезвычайно популярны темно-бордовые обои, хотя это смотрится довольно странно. Пытались делать черно-белые обои, как сейчас модно в Европе, но не пошло. Все решает рынок — это основной обойный закон.